ЛЕТНИЙ ОТДЫХ – это очень важный и значимый период в процессе формирования личности школьника, в укреплении его здоровья, как физического, так и психического.

       От качества летнего отдыха ребёнка во многом зависит его работоспособность и успеваемость в учебное время.

       Сохранение и укрепление здоровья белорусской нации, воспитание у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни – по-прежнему одни из приоритетных задач внутренней политики Республики Беларусь, а потому всех её государственных организаций и учреждений, в том числе и каждого учреждения образования.     

        А как показывает многолетний опыт работы нашей школы и школьного оздоровительного лагеря, работа по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью и приоритета здорового образа жизни целесообразна и эффективна только в единстве с духовным и нравственным оздоровлением: воспитанием и развитием у детей стойких нравственных качеств личности, устойчивой социально-нравственной позиции.

    В Беларуси на Государственном уровне признано, что Православие с его тысячелетним опытом, с его великими евангельскими принципами любви и сострадания может служить основой духовно-нравственного оздоровления общества и воспитания народа. Именно в нём есть та внутренняя нравственная основа, те христианские ценности, без которых легко сорваться в пропасть духовной нищеты.  Христианская мысль пронизывает всю нашу культуру, историю, традиции, жизненный уклад.

        Поэтому, как и в предыдущие годы, главным приоритетом в работе с воспитанниками школьного оздоровительного лагеря  мы считаем воспитание души: духовно-нравственное воспитание и просвещение школьников на основе богатейшей православной культуры белорусского народа, ежедневное привлечение их к посильной  социально значимой и благотворительной деятельности, привитие и развитие духовно-нравственных христианских ценностей. В лагере мы продолжаем работу над тем, чтобы Заповеди Божии стали непреложным законом жизни педагогов, учащихся, родителей. 

         Кроме того, по-прежнему актуальной для общества в целом и для нашей школы в частности проблема усиления в период летних каникул влияния неблагоприятных социальных факторов на формирование личности ребёнка:

  • школа временно утрачивает ведущую роль в воспитании и развитии учащихся, а, воздействие социума не всегда и не везде положительно;
  • сохраняется риск образования у школьников асоциальных связей и увлечения деструктивной деятельностью в связи с расширением их социального взаимодействия, и изменением круга общения, увеличением количества свободного времени и видов досуга;
  • самостоятельность нравственно незрелой личности на фоне ослабления контроля за ней остаётся одной из главных причин формирования у детей и подростков вредных привычек и зависимостей, попадания их под пагубное влияние дворовых компаний, неформальных молодёжных объединений, далёких от соблюдения общечеловеческих нравственных норм и правил, пропагандируемых школой и церковью.

Цель работы лагеря:

 развитие воспитательного пространства школы как ценностно-ориентированного пространства культуры здорового образа жизни, приоритета православной духовности и нравственности, трудолюбия, творчества, направленного на физическое, духовное, нравственное, психологическое и социальное оздоровление учащихся, через совершенствование школьной модели оздоровительного лагеря духовно-нравственной направленности в соответствии с современными социально-педагогическими условиями, а также целями и задачами инновационной работы школы.

Задачи:

  • организация активного отдыха и эффективного физического, психологического, нравственного, духовного, социального  оздоровление  школьников;
  • поиск новых эффективных форм реализации программы деятельности пришкольного лагеря;
  • развитие у школьников положительной мотивации к общественно полезной и благотворительной деятельности, повышению уровня своей нравственной культуры на основе православной нравственности и белорусской национальной культуры;
  • совершенствование школьной системы трудового воспитания, воспитания здорового образа жизни и формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и труду;
  • выявление и развитие творческого потенциала школьников путём вовлечения их в разнообразную культурно-массовую, спортивную, художественно-эстетическую, краеведческую, общественно полезную, волонтёрскую и благотворительную деятельность;
  • активизация жизненной позиции детей и подростков;
  • обеспечение возможности нравственного и физического оздоровления в летний период детей с девиантным поведением, детей, находящихся в социально опасном положении.

Наши заповеди

  • Кто добро творит, того Бог благословит.
  • И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори доброе слово.
  • Знай, что злое слово и добрых может сделать злыми, а доброе слово и злых может сделать добрыми.
  • Ведь жизнь нам дана на добрые дела.
  • А тем же, кто тебя обидит, пожелай, чтобы  Бог помог им исправиться.

Это ведущие воспитательные идеи лагерной смены, составляющие, на наш взгляд, основу нравственного оздоровления учащихся на данном этапе нашей работы по духовно-нравственному воспитанию.

 

Девиз лагеря

Учись другого понимать,

И уважать, и принимать.

Стремись с девизом жить таким:

«Живи  с добром и помогай другим!»

 

Правила жизни в лагере

  1. Правило взаимоотношений: 10 заповедей – основа жизни среди людей.
  2. Правило памяти: народ, который не знает своей истории, осужден на вымирание. Помни о своих предках, о своем народе, о своих святынях и традициях.
  3. Правило правды: помни, правда нужна не только тебе, но и окружающим людям, твоей стране.
  4. Правило добра: будь добрым в отношении с окружающими людьми, и добро вернется к тебе.
  5. Правило достоинства: напоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, благородстве поступков, чувстве ответственности.
  6. Правило времени: делу – время, потехе – час.
  7. Правило труда: если делать, то делать хорошо и на пользу людям. Иначе зачем?
  8. Правило товарищества: ничего во вред коллективу.
  9. Правило общения: содержи мысли  и язык свой в чистоте, умей удержаться от злых слов, осуждения и ругательства.
  10. Золотое правило поведения: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому.

Основные направления 

воспитательной работы в лагере

  • Духовно-нравственное просвещение и воспитание детей.
  • Выявление и учёт контингента детей, которым нужна социально-педагогическая помощь. Организация эффективной воспитательной работы  с ними.
  • Оказание помощи различными категориями семей в организации полезного летнего отдыха и оздоровления детей, практической помощи детям в их социальной адаптации, реабилитации, преодолении сложных жизненных ситуаций, самореализации и самосовершенствовании.
  • Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек и зависимостей, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, коррекция негативного поведения.
  • Пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.
  • Обучение трудовым навыкам и воспитание у обучающихся потребности в социально значимой и благотворительной деятельности.
  • Природоохранная и эколого-краеведческая деятельность.
  • Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе приобщения их к истории, культуре, национальным и православным традициям белорусского народа.

Педагогические методы работы

  • диагностический (выявление проблем и поиск способов их решения);
  • наглядно-информационный (информирование участников проекта с помощью информационных газет, стендов, плакатов, бюллетеней и т.п.);
  • психолого-педагогическое и медико-санитарное просвещение детей и родителей;
  • включение детей в общественно значимую и благотворительную деятельность;
  • приучение (воспитание у детей, подростков, юношества общепринятых норм поведения и положительных нравственных качеств личности через повседневную деятельность);
  • воспитывающие ситуации  (формирование нравственно-правовых норм поведения путём создания ситуации выбора);
  • воспитание на положительном примере (акцентирование внимания детей на положительных качествах и поступках сверстников, старших);
  • игра (дидактическая, ролевая, подвижная, спортивная, интерактивная);
  • создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка и подростка на доступном для него индивидуальном уровне;
  • использование активных и интерактивных форм воспитания.

Педагогические принципы и ориентиры

  • принцип развития ценностных ориентаций личности:
  • деятельностный подход к воспитательной работе с детьми;
  • равенство всех участников деятельности;
  • неформальное, уважительное, доверительное, дружеское общение старших и младших;
  • непрерывное совершенствование и обогащение жизненного опыта детей в различных сферах деятельности;
  • свобода выбора (каждый ребёнок может выбирать для себя ту или иную роль, вид деятельности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность);
  • природосообразность (учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей);
  • творческое сотрудничество  и взаимная поддержка всех заинтересованных сторон;
  • взаимная открытость, дисциплинированность  и ответственность старших и младших;
  • принцип социального и духовного закаливания детей.